Экологическое образование обучающихся 

в рамках урочной и внеурочной деятельности

Дополнительные материалы

 

Введение

Экологическое воспитание:

становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле;

формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

Слайд 1.

Экологическое образование – одно из важных направлений личностного развития детей младшего школьного возраста.

Слайд 2.

целью которого является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Человечество является частью огромной развивающейся Вселенной. Наш дом - живая планета Земля, которая несет на себе уникальное живое сообщество. Силы природы делают существование опасным и непредсказуемым, однако Земля обеспечивает все условия, необходимые для развития жизни. Способность к восстановлению живого сообщества и благополучие человечества зависят от сохранения здоровой биосферы со всеми ее экологическими системами, богатым разнообразием растений и животных, плодородной почвой, чистой водой и воздухом. Забота о глобальной окружающей среде, ресурсы которой не бесконечны, является задачей всех народов. Защита Земли, ее разнообразия и красоты – наш священный долг.

В настоящее время влияние деятельности человека на окружающую среду значительно возросло. Техника и промышленное производство создали реальную угрозу всем живым организмам, населяющим нашу планету. В связи с этим возникла острая необходимость в правильном прогнозировании последствий воздействия человека на природу и формировании у людей экологического сознания уже на этапе школьного образования.

Экологические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания. Нынче современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности, экологического мышления и исполнения правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, рационального потребления природных ресурсов.

Таким образом, можно утверждать, что в начале XXI века сложились предпосылки для создания новой модели экологического образования.

Слайд 3

Одним из аспектов новой модели является непрерывное экологическое образование.

Другой аспект новой модели экологического образования – это накопление личного, индивидуального и группового практического опыта применения знаний, умений, ценностей.

 

Слайд 4

Согласно ФГОС, в начальной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности

Внедряя в учебный процесс новую модель экологического образования, у школьников формируется экологическая грамотность, подразумевающая сохранение и восстановление живой природы, рациональное использование разнообразных ресурсов природы, оздоровление окружающей среды и образа жизни человека. 

ФГОС содержит образовательный механизм, который обеспечивает ряд задач экологического образования.

Слайд 5.

 К ним относятся

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях, необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде,

- формирование основ экологической грамотности и экологического мышления, ценностного отношения к природе и жизни,

- формирование умений анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды.

Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе.

Именно в начальной школе осуществляется первое знакомство с общей целостной картиной мира, которая их окружает, воспитывает нравственное и эстетическое отношение.

На первой ступени экологического образования формируются ценности, связанные с понятиями Родина, природа, усваиваются нормы экологической культуры, многонациональный опыт экологической культуры в России. В ходе учебного процесса идет экологическое воспитание личности, любящей свой народ, свой край и свою Родину; выполняющей правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; освоившей основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; умеющей устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

На сегодняшний день стало понятно, что критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Экологическое воспитание и обучение в начальной школе является одним из факторов экологической грамотности, определяющий сохранение жизни на нашей планете. Знание законов живой и неживой природы – это основа того, как необходимо жить, чтобы не нарушать гармонию природы.

Педагогическая деятельность экологического образования в начальной школе развивается не только на уроках окружающего мира. Знания об окружающей среде, взаимосвязи человека с природой включены в содержание всех учебных предметов. Однако уровень экологического воспитания в начальной школе остается недостаточно высоким. Сегодня остро встал вопрос об "экологической осведомленности" не только в рамках учебной программы, но и осознание экологического воспитания и обучения как процесса непрерывного, т.е. такого, которое может осуществляться и во внеурочное время. 

 

Формы работ             

         В работе наших школ одним из приоритетных направлений является экологическое образование, которое можно представить в виде схемы:

         Слайд 6.

Для этого в школах применяются различные формы работ:

Слайд 7. 

познавательные

поисково - исследовательские

игровые

     конкурсные 

     продуктивные

Слайд 8

- познавательные  

 Учителя школы проводят классные часы на экологическую тематику, уроки-семинары, уроки-диспуты, «круглые столы, праздники».                                                                              Слайд 9-

 поисково - исследовательские                                                  Слайд10,11,12-

 игровые, конкурсные  экологические викторины, игры, спектакли, конкурсы рисунков и плакатов

Слайд 13

- продуктивные (озеленение школьных рекреаций, уборка и озеленение территории школы и села, организация трудовых десантов по уборке школьного и своих дворов от бытового мусора)

           В рамках экологических акций все учащиеся и работники школы несколько раз в год принимают участие в акции «Благотворительный бал в пользу природы».

Слай14.

            Учащиеся вместе с родителями участвуют в природоохранной акции «Птичий дом». Изготавливают и вывешивают скворечники. Наблюдают за жизнью птиц (когда заселятся, когда появятся птенцы, когда они вылетят из гнезда и т.д.), а также дети участвуют в акции «Поможем зимующим птицам» и изготавливают кормушки.

Слайд
Цель акции:

- привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому. 
Задачи:
1. Изучить видовое разнообразие зимующих и кочующих птиц фауны.
2. Информировать учащихся  о необходимости и правилах зимней подкормки птиц.
3. Изготовить и разместить  кормушки на пришкольном участке.
4.  До конца зимнего сезона ухаживать за кормушками и добавлять в них корм.

 Учащиеся принимают активное участие в конкурсах «Вторая жизнь вещей». На конкурс представлялись поделки из пластиковых бутылок, пакетов, фантиков, дисков.

          Большая работа проводится в школьном лагере.  В летний период ребята ведут наблюдения, ухаживают за деревьями и кустарниками школьного участка, за цветником и огородом.

          Важное значение для формирования экологического образования имеет  участие детей в проектной деятельности, которая позволяет не только получать теоретические знания, но и применять эти знания на практике. 

 

  Слайд

Несколько примеров экологических проектов.  

Экологический проект «Дождики»

Основная идея. Проект «Дождики» - это кратковременная игра для учащихся младших классов. Объектом внимания участников этого проекта становится дождь. Ответить на вопрос, - Какие бывают дожди?

Цель. 

- формирование экологических знаний, умений, навыков;

- обогащение жизненного опыта ребёнка примерам и позитивного взаимодействия с окружающей средой;

развитие эмоционально – чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной среды.

Продолжительность. 6 дней

Содержание проекта

  1. Подготовительный этап

Детям предстоит вспомнить, каким бывает дождь в разные времена года, спросить у бабушек, дедушек, как называются дожди, и поискать любопытные названия дождей в книгах.

2.Основной этап

Разбить дожди по названиям (ливень, грибной дождик, весёлый летний, холодный зимний со снегом, грустный осенний, дождь через солнышко) – это одна часть работ. Вторая часть работ посвящена тем дождям, которых не должно быть на Земле, - кислотным, радиоактивным. Третья часть работ посвящена образному употреблению слова дождь.

3.Подведение итогов

Ребята должны сделать вывод: «Дождь – это тоже хорошая погода». Проект может стать началом проекта «Капелька».

 

Слайд

Экологический проект «Капелька»

Основная идея. Выявление утечки чистой воды и практических делах, направленных на сбережение запасов чистой воды.

Цель. Воспитание экологической культуры младших школьников:

- формирование экологических знаний, умений, навыков;

- обогащение жизненного опыта ребёнка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;

Продолжительность. 6 дней

Содержание проекта

  1. Подготовительный этап: Поиск ответа на вопрос: «Где мы теряем воду?». Устанавливается контроль над водопроводными кранами в школе и дома, выясняется, как и сколько сами дети пользуются водой.

2.Основной этап: На схему наносятся утечки воды. Дети придумывают, как их устранить. Они делают предупреждающие знаки возле водопроводных кранов, рисуют плакаты. Кроме того, придумывают, как сократить объём употребления воды при выполнении разных домашних дел: при мытье посуды, стирке белья, других

Слайд

Экологическая игра- проект

«Почемучкина поляна»

Основная идея. Экологическая игра для детей младшего школьного возраста. Научить детей видеть главное, формулировать вопрос. Данный проект является обязательным элементом системы экологического воспитания младших школьников, дополняющим учебный процесс и внеклассные занятия с преобладанием вербальных методик.

Цель. Воспитание экологической культуры младших школьников:

- формирование экологических знаний, умений, навыков;

- обогащение жизненного опыта ребёнка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;

- развитие эмоционально- чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды.

Продолжительность. 3 дня.

Содержание игры

  1. Подготовительный этап:

Первый день - осенняя экскурсия в лес

2.Основной этап:

Второй день. Беседа. Что можно собирать в лесу? «Ягоды, грибы…» - скажет каждый. А вот ребятам очень полезно собирать в лесу вопросы! Отправимся на «Почемучкину поляну»

Вспомните, что вы видели в лесу? Сейчас запишите как можно больше вопросов о растениях, животных, птицах, которых встретили в лесу. Вопросы складывают в конверт.

3.Подведение итогов

Третий день. Коллективные ответы на вопросы

Слайд

Экологическая игра-проект

«Коллекция увиденных животных»

Основная идея. Акцентировать внимание ребят на увиденном, стимулировать наблюдательность и активность в пополнении собственного опыта наблюдений.

Цель. Воспитание экологической культуры младших школьников:

- формирование экологических знаний, умений, навыков;

- обогащение жизненного опыта ребёнка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;

- развитие эмоционально- чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной и социальной среды.

- составить коллекцию увиденных животных.

Содержание игры. Вспомнить каких животных ребята встречали в жизни, сделать рисунки этих животных, описать этих животных и место встречи с ним.

Подведение итогов- Демонстрация работ, рассказы детей о самых интересных встречах.

Слайд

Значимая   часть экологического воспитания в нашей школе приходится и на внеурочную деятельность «Земля – наш дом».

 

Слайд

Исходя из проделанной работы, можно определить сформированность экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы:

  • ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиций хорошо – плохо;
  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок, поделки …);
  • старается выполнять правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес, к реке;
  • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
  • пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Слайд

Экологическое воспитание – одно из важных направлений личностного развития детей младшего школьного возраста.

При правильной организации учебной и воспитательной работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы, но, главное, что в процессе правильно организованного экологического образования у детей формируется стойкий интерес к природе.

 

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и

будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое образование позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.