Мастер-класс. Учимся сочинять стихи.

Дополнительные материалы

Добрый  день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу остановиться на частичке творческой деятельности которую использую во время урочной и внеурочной деятельности

 

Иногда в жизни наступает тот самый момент, когда хочется проявить себя в творчестве, выразить наболевшие мысли и эмоции. Тут-то и приходит на ум стихотворная форма. И вроде бы чувства переполняют, и есть что сказать, а стихотворение не клеится. В чем же причина? Как научиться писать стихи так, чтобы они звучали хорошо?

Для людей творческих это счастливые мгновения. Настоящие поэты для выражения своего внутреннего состояния без труда подбирают нужные слова и рифмы. Строки так и льются на бумагу. Людям, не искушённым в стихосложении, это даётся сложнее. Слова на ум приходят не те, чувства вскоре теряются, а результат труда порой кажется смешным.

 Написание стихов — это навык, который можно и нужно развивать.

 

Если сформулировать формулу стихосложения, она будет выглядеть следующим образом:

Слайд

ЗНАТЬ + ЧУВСТВОВАТЬ + ВООБРАЖАТЬ = ТВОРИТЬ

Что такое нужно знать, чтобы писать лучше?

 

Прежде всего, вспомним, что мы знаем о ритме и рифме в стихотворении.

Это те основные факторы, которые отличают собственно поэзию от прозы.

Ритм — это основная сила, основная энергия стиха, это равномерное чередование ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов. 

 

Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов .Рифмы должны быть точными. В хорошей рифме совпадает и ударная гласная, и следующие за ней согласные.

Слайд (Кольцевая смежная, , перекрёстная, холостая)

К основным способам рифмовки относят смежную, кольцевую, перекрестную, холостую.



Кольцевая (или опоясывающая) рифмовка — первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей:

Схематично выглядит так;
Слайд
(АВВА)

Попрыгунья стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела

Как зима катит в глаза.

И.А. Крылов.


Смежной называют рифмовку, при которой первая строка рифмуется со второй, третья с четвертой и так далее. Схематично такая рифмовка выглядит как на слайде ААВВ

Такая рифма прослеживается в отрывке из стихотворения «Я – кузбасский паренёк!» ученика нашей школы Дициль Максима

 

Слайд

ААВВ:

Жди, Кузбасс, я подрастаю,

Эстафету принимаю,

Хватит дел и на мой век,

Я – серьёзный человек


При перекрестном способе рифмовки первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой

Этот способ прослеживается в четверостишии стихотворения Печёнкина Максима «Моя прабабушка» 
Слайд
(АВАВ)

Добрые и старенькие руки

Провожают ласково меня.

Расцелует трепетно мне щёки

Приобнимет  нежно теребя.


Холостая рифмовка — вторая строка рифмуется с четвертой, а первая и третья строки не рифмуются между собой. На слайде отрывок из стихотворения «Моя деревня». Автор:  Лялькин Николай
(АВСВ)

Живём здесь дружною семьёй:

Родители, сестра и я.

И нет милей округи,

Чем Емельяновка моя!

 

 

А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.

Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.

Сейчас каждая группа сочиняет четверостишиена тему «Школа».Стихи записать на карточке (в виде новогодней игрушки).

1 группа: ручка - штучка, тетрадь – писать.

                                                                        На столе лежит ручка

                                                                        Интереснейшая штучка

                                                                         Открываю я тетрадь

                                                                         И сейчас начну писать

 

Давайте слушать и оценивать наше творчество.

 

И в преддверии новогоднего праздника, вы нам поможете украсить нашу ёлку. Новогодние игрушки с четверостишиями разместим на ёлочке

 

2 группа: книжки – малышки, урок – звонок.

                                                                 Люблю читать я книжки

                                                                Особенно малышки

                                                                Прозвенит сейчас звонок

                                                                И закончится урок

 

 

Ещё одна группа рифмующихся слов на тему «Новогодние пожелания»

3 группа: греет – навеет, Новый год – принесёт.

                                                                   Пусть всё что радует и греет

                                                               Перенесётся в Новый год!

                                                                            И ветер перемен навеет

                                                                            И всем удачу принесёт.

 

Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.

В нашей школе традиционно каждый год проводится конкурс «Юный поэт». Первый этап проходит между учащимися в каждом классе. Затем общешкольный этап между 1-4 классами, 5 -6 классами и 8-9 классами. Ребята пишут стихи на разные темы: о Родине, о Кузбассе, о друзьях, на тему экологиии др. Лучшие стихи ребята читают на муниципальном конкурсе юных поэтов, где часто становятся победителями и призёрами.

 

Почему этой теме я уделяю особое внимание?

Я вижу творческий потенциал в своих учениках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении. И сама учусь вместе со своими ребятами.

 

Вернёмся к формуле стихотворения

Слайд

ЗНАТЬ + ЧУВСТВОВАТЬ + ВООБРАЖАТЬ = ТВОРИТЬ

 Что нужно частично знать, чтобы начать писать стихи, мы с вами узнали или вспомнили

Но очень важно понять, что речевое творчество во многом зависит от настроения, чувств, интонации, фантазии, воображения. И только в этом случае мы можем творить

Уважаемые коллеги!

Я желаю Вам успеха в вашей педагогической творческой деятельности. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать так: «Успех воспитаннику создает педагог, который сам переживает радость успеха»

 

СПАСИБО за внимание, за успех, который мы с вами достигли во время нашей творческой работы.