Мастер-класс. Учимся сочинять стихи.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу остановиться на частичке творческой деятельности которую использую во время урочной и внеурочной деятельности
Иногда в жизни наступает тот самый момент, когда хочется проявить себя в творчестве, выразить наболевшие мысли и эмоции. Тут-то и приходит на ум стихотворная форма. И вроде бы чувства переполняют, и есть что сказать, а стихотворение не клеится. В чем же причина? Как научиться писать стихи так, чтобы они звучали хорошо?
Для людей творческих это счастливые мгновения. Настоящие поэты для выражения своего внутреннего состояния без труда подбирают нужные слова и рифмы. Строки так и льются на бумагу. Людям, не искушённым в стихосложении, это даётся сложнее. Слова на ум приходят не те, чувства вскоре теряются, а результат труда порой кажется смешным.
Написание стихов — это навык, который можно и нужно развивать.
Если сформулировать формулу стихосложения, она будет выглядеть следующим образом:
Слайд
ЗНАТЬ + ЧУВСТВОВАТЬ + ВООБРАЖАТЬ = ТВОРИТЬ
Что такое нужно знать, чтобы писать лучше?
Прежде всего, вспомним, что мы знаем о ритме и рифме в стихотворении.
Это те основные факторы, которые отличают собственно поэзию от прозы.
Ритм — это основная сила, основная энергия стиха, это равномерное чередование ритмически сильных (ударных) и ритмически слабых (безударных) слогов.
Рифма – это созвучие в окончании двух или нескольких слов .Рифмы должны быть точными. В хорошей рифме совпадает и ударная гласная, и следующие за ней согласные.
Слайд (Кольцевая смежная, , перекрёстная, холостая)
К основным способам рифмовки относят смежную, кольцевую, перекрестную, холостую.
Кольцевая (или опоясывающая) рифмовка — первая строка рифмуется с четвертой, вторая с третьей:
Схематично выглядит так;
Слайд
(АВВА)
Попрыгунья стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела
Как зима катит в глаза.
И.А. Крылов.
Смежной называют рифмовку, при которой первая строка рифмуется со второй, третья с четвертой и так далее. Схематично такая рифмовка выглядит как на слайде ААВВ
Такая рифма прослеживается в отрывке из стихотворения «Я – кузбасский паренёк!» ученика нашей школы Дициль Максима
Слайд
ААВВ:
Жди, Кузбасс, я подрастаю,
Эстафету принимаю,
Хватит дел и на мой век,
Я – серьёзный человек
При перекрестном способе рифмовки первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой
Этот способ прослеживается в четверостишии стихотворения Печёнкина Максима «Моя прабабушка»
Слайд
(АВАВ)
Добрые и старенькие руки
Провожают ласково меня.
Расцелует трепетно мне щёки
Приобнимет нежно теребя.
Холостая рифмовка — вторая строка рифмуется с четвертой, а первая и третья строки не рифмуются между собой. На слайде отрывок из стихотворения «Моя деревня». Автор: Лялькин Николай
(АВСВ)
Живём здесь дружною семьёй:
Родители, сестра и я.
И нет милей округи,
Чем Емельяновка моя!
А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.
Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.
Сейчас каждая группа сочиняет четверостишиена тему «Школа».Стихи записать на карточке (в виде новогодней игрушки).
1 группа: ручка - штучка, тетрадь – писать.
На столе лежит ручка
Интереснейшая штучка
Открываю я тетрадь
И сейчас начну писать
Давайте слушать и оценивать наше творчество.
И в преддверии новогоднего праздника, вы нам поможете украсить нашу ёлку. Новогодние игрушки с четверостишиями разместим на ёлочке
2 группа: книжки – малышки, урок – звонок.
Люблю читать я книжки
Особенно малышки
Прозвенит сейчас звонок
И закончится урок
Ещё одна группа рифмующихся слов на тему «Новогодние пожелания»
3 группа: греет – навеет, Новый год – принесёт.
Пусть всё что радует и греет
Перенесётся в Новый год!
И ветер перемен навеет
И всем удачу принесёт.
Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.
В нашей школе традиционно каждый год проводится конкурс «Юный поэт». Первый этап проходит между учащимися в каждом классе. Затем общешкольный этап между 1-4 классами, 5 -6 классами и 8-9 классами. Ребята пишут стихи на разные темы: о Родине, о Кузбассе, о друзьях, на тему экологиии др. Лучшие стихи ребята читают на муниципальном конкурсе юных поэтов, где часто становятся победителями и призёрами.
Почему этой теме я уделяю особое внимание?
Я вижу творческий потенциал в своих учениках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении. И сама учусь вместе со своими ребятами.
Вернёмся к формуле стихотворения
Слайд
ЗНАТЬ + ЧУВСТВОВАТЬ + ВООБРАЖАТЬ = ТВОРИТЬ
Что нужно частично знать, чтобы начать писать стихи, мы с вами узнали или вспомнили
Но очень важно понять, что речевое творчество во многом зависит от настроения, чувств, интонации, фантазии, воображения. И только в этом случае мы можем творить
Уважаемые коллеги!
Я желаю Вам успеха в вашей педагогической творческой деятельности. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать так: «Успех воспитаннику создает педагог, который сам переживает радость успеха»
СПАСИБО за внимание, за успех, который мы с вами достигли во время нашей творческой работы.