Конспект урока

Дополнительные материалы

 

Тема урока: С.А.Есенин «Лебёдушка»

 

Цель урока: ознакомление с новым произведением С. Есенина; развитие в детях таких качеств, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

обучающие:

- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

развивающие:

- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

Планируемые результаты: предметные: учиться выразительно читать текст вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р- формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,  .П – анализ художественного текста, , выделение в нём основной мысли, поиск необходимой информации в произведении, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, работа в паре; личностные: понимание особенностей поэтического текста,  выражение своих чувств.

Оборудование: портрет поэта, электронное приложение к учебнику, карточки с заданиями, видеофильм «Жизнь и творчество С. Есенина», слайды

 

  1. l.       Организационный момент.

Давайте проведём небольшую  дыхательную гимнастику.

  • Свеча. Взять в руки «сечу» Глубокий вдох носом, задержать дыхание, выдыхать через рот, задувая пламя свечи.
  • То же, но выдыхать медленнее.
  • То же, но выдыхать  сначала 3 коротких вдоха, затем один длинный
  • «Какой ароматный цветок» Вдыхаем через нос, выдыхая произносим  фразу «Какой ароматный цветок».
  1. ll.     Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения наизусть.

Оценивают учащиеся.

lll. Cообщение темы

На столе у каждого лежит четверостишие. По очереди прочитаем их.  Внимательно слушайте друг друга.

  1. Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

(Берёза)

  1. Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с  тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

(Поёт зима – аукает)

  1. Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветви золотистые,

Что кудри завила.

(Черёмуха)

  1. В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

      Опостылеют салазки,

       И садимся в два ряда

       Слушать бабушкины сказки

       Про Ивана – дурака

-         Узнали ли вы эти стихи? Кто их автор?

(Сергей Есенин)

-         Последний отрывок из стихотворения «Бабушкины сказки».

Есенин любил слушать сказки бабушки. Но, когда бабушка рассказывала сказки с плохим концом, маленький Серёжа переделывал их на свой лад, чтобы сказка заканчивалась хорошо. Это небольшой эпизод из жизни С. Есенина.

- Что вы помните из биографии поэта?

        - Сейчас мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством С.Есенина 

Просмотр фильма. (Просмотр фильма) приложение

- Что нового вы узнали, просмотрев фильм.

 lV. Работа по теме урока.

-А сейчас вы послушаете отрывок из произведения, который прочитает Максим, и узнаете тему нашего урока.

«Гордая, настоящая царская птица, - объяснил он. – Помани его кормом, да не дай, другой раз и не пойдёт. Свой характер тоже имеет, даром что птица…Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой. Знает, когда я встаю, и ждёт, чтобы покормили. Умная птица, одним словом, и свой порядок знает»

-Кто автор этого произведения?( Д.Н.Мамин-Сибиряк)

-Как называется произведение?(Приёмыш)

-О ком это произведение? (о лебеде) СЛАЙД

-Какой показана эта птица в рассказе Д.Мамина-Сибиряка? (красивая, гордая, умная)

-Докажите, что она обладает этими качествами.

- Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением С.Есенина . Прочитайте название стихотворения. Как вы считаете, о чём это стихотворение?

 - Определите задачи урока. Подумайте, на какие вопросы мы сегодня должны ответить?

 

- При чтении стихотворения мы должны быть внимательны к авторскому слову, должны постараться увидеть те средства художественной выразительности, которые использовал Есенин. увидеть новые качества лебедя; будем совершенствовать технику чтения; воспитывать культуру общения и поведения на уроке.

V. Физкультминутка

Vl. Работа над стихотворением.

Послушайте стихотворение  и поделитесь своими впечатлениями.

ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИО

- Какие чувства вы испытывали при прослушивании стихотворения?

-Прочитайте  самостоятельно стихотворение.  Отметьте непонятные  слова и выражения и попробуйте объяснить друг другу.

Если затрудняетесь, воспользуйтесь толковым словарём.

Фронтальная проверка СЛАЙД

Багровые-(тёмно-красные)

Ватага – (шумная толпа)

Залив- (часть водного пространства, вдавшаяся в сушу)

Заводь – (небольшой залив в реке с медленным течением)

Дозорила –(охраняла)

Око- (глаз)

Расщелина-(трещина в дереве, в камне)

Схоронилися- (спрятались, скрывались)

- С. Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворении, эпитеты.

- Прежде чем продолжить работу над текстом стихотворения  вспомним, что такое олицетворения и эпитеты. СЛАЙДЫ

- Перечитайте вслух начало стихотворения. Предвещало ли оно беду?

-  Какие эпитеты помогают увидеть красоту наступающего утра?

( эпитеты: покрывала златотканые, озеро серебряное, белоснежная лебёдушка, роса жемчужная).

- Автор в тексте использует приём олицетворения.

- Найдите в тексте олицетворения .

- Зачем автор использует приём олицетворения? (Поэт очеловечивает, одушевляет природу, она ведёт себя, как человек. Такой приём даёт возможность лучше увидеть всю  её картину)

-  Как автор относится к маме – лебёдушке?  (С нежностью) Докажите (Сравнивает с зоренькой, называет ласково)

- Как автор показывает,  что лебёдушка была хорошей, заботливой матерью? (Прежде чем позвать деток пощипать траву, лебёдушка убедилась, что это безопасно. Когда детки гуляли по лугу, мать следила за их безопасностью. Когда грозила опасность, она их прятала под крыло.)

- Какие враги есть у лебедей? Найдите в тексте.

- Рассмотрите иллюстрацию   на стр. 122, прочитайте отрывок к ней.

- Как вела себя лебедь во время опасности? О ком она думала?

- Почему текли  горькие слёзы из глаз родимой матушки?

- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? Прочитайте.

- Могла ли мать-лебёдушка спастись от смерти?

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним.)

- О чём говорит поступок матери – лебеди? (Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)

В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей. Но и для поэта его мать всю жизнь оставалась  воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала.

- В произведении лебедь -мать не пожалела своей жизни ради спасения детей. Такой поступок называется самопожертвованием.

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям

Повторное выразительное чтение стихотворения

- Читаем стихотворение по цепочке по 2 строфы. Постарайтесь во время чтения с помощью интонации передать ваше отношение к прочитанному.

Vll. Работа с фразеологическими оборотами

- На доске фразеологические обороты.

- Когда так говорят?

  • ·Лебединая поступь (плавная величавая походка) СЛАЙД
  • ·Лебединая шея (стройная гибкая) СЛАЙД
  • ·Лебединая песня ( чье либо последнее значительное произведение; последнее проявление деятельности, таланта), в народе говорят, что лебедь поёт раз в жизни – перед смертью  СЛАЙД
  • ·Лебединая верность  (семейные пары у лебедей чаще всего образуются на всю жизнь. Некоторые из них, также как  орлы и аисты, способны дожить почти до 100 лет). СЛАЙД

VllI. Подведение итогов урока

         - Какое у вас настроение? Почему?

- Чему учит стихотворение? (Учит любить Родину, природу, все живое, учит видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать)

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин так завершил своё стихотворение, ведь он не любил  истории с плохим концом?      

 

 - Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? Зло?

- Зло совершает орёл. В мире животных это закономерно. Но самое страшное, если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.

 

  - Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Например французский композитор Шарль  Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой.

(Прослушивание отрывка из музыкального произведения)

- Понравилось ли вам произведение?

 Какие картины вы себе представили?

 К какому моменту нашего стихотворения можно отнести этот отрывок? (Гибель матери -лебеди)

 

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

 

lX. Д.З. С.120-125, выразительно читать текст.

 0тветить на вопрос «Можно ли произведение «Лебёдушка» связать с жизнью людей?»

X.  Рефлексия

Чему вы научились на уроке? 

- О чём заставил задуматься автор данного стихотворения?

- Оцените свою работу.  (Смайлики)

 

 

 

 

 

Тест

(на следующий урок для проверки знаний)

 

Задание: поставь      напротив правильного ответа.

1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката

 

Б) картину рассвета

 

В) картину ясной летней ночи

 

2. Откуда выплыли лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша

 

Б) из зарослей осоки

 

В) из – за острова

 

3. На что, по словам поэта, дробилась гладь зеркальная?

А) на серебряные блюдечки

 

Б) на пластинки золочённые

 

В) на колечки изумрудные

 

4. Что пролегло по затону молчаливому?

А) отраженье солнышка

 

Б) трава шелковая

 

В) ива плакучая

 

5. С чем перешёптывались лилии?

А) с ручейками тихозвонными

 

Б) с камышом таинственным

 

В) с травами душистыми

 

6. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера

 

Б) на луг пестреющий

 

В) в заводь тихую

 

7. Зачем лебёдушка звала туда лебежатушек?

А) поиграть в игру весёлую

 

Б) пощипать траву душистую

 

В) спрятаться

 

8. Как осыпались росинки серебристые?

А) словно бусинки

 

Б) словно дождик

 

В) словно жемчуг

 

9. Какие волны распускали «цветы лазоревые»?

А) душистые

 

Б) пряные

 

В) нежные

 

10. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их

 

Б) дозорила

 

В) играла

 

11. Какая «чёрная туча» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея

 

Б) коршун

 

В) орёл

 

12. Как грозный враг спускался вниз?

А) кольцами

 

Б) стрелой

 

В) камнем

 

13. Как лебёдушка заметила врага?

А) услышала крик

 

Б) услышала приближавшийся шум

 

В) увидела отражение в воде

 

14. Как лебёдушка спасла своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья

 

Б) спрятала их в траве

 

В) спрятала их под корягой

 

15. Чем закончилось произведение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись

 

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись

 

В) лебёдушка и лебежатушки погибли